Менеджмент

Психологическая работа с группой: психотерапия, коучинг, тренинг

Начало занятий в июне месяце - по мере комплектования группы.

Программа разработана в соответствии с требованиями профессиональных стандарта 03.008 Психолог в социальной сфере зарегистрированным в Минюсте России 21 августа 2020 г. Регистрационный N 59374

Повышение квалификации слушателей, осуществляемое с применением различных образовательных и психологических технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с законодательством об образовании.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, разработана образовательной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, включает все темы, указанные в учебном плане.

Содержание оценочных и методических материалов определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом положений законодательства об образовании Российской Федерации.

Структура дополнительной профессиональной программы соответствует требованиям Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013г. N499.

Объем дополнительной профессиональной программы вне зависимости от применяемых образовательных технологий, должен быть не менее 16 академических часов. Сроки ее освоения определяются образовательной организацией самостоятельно.

Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются образовательной организацией самостоятельно.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  • лица, имеющие высшее образование;
  • лица, получающие высшее образование (последние курсы).

Для определения структуры дополнительной профессиональной программы и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией.

Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: мини- лекции, практические занятия, мастер-классы, деловые игры, ролевые игры, тренинги, работа в мини-группах, метод аквариума.

  1. Цель программы:

В результате прохождения обучения слушатель ознакомится с методологией и технологией психологической работы с группой в контексте психотерапевтической практики, коучинга и социально-психологического тренинга.

Планируемый результат обучения:

Лица, успешно освоившие программу, должны овладеть следующими компетенциями: теоретическая подготовка и решение большого числа реальных практических задач в области групповой консультативной психологической практики с помощью инструментария, основанного на технологии групповой работы в психологии.

Совершенствуемые компетенции

Компетенция

Направление подготовки

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕН НЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ37.03.01 Психология (направление «БАКАЛАВРИАТ»)

Код компетенции

1

Способен выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера

ОПК-5

2

Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования

ОПК-4

3

Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

УК-3

 

Совершенствуемые компетенции в соответствии с трудовыми фикциями профессионального стандарта «Психолог»

Компетенция

Профстандарт

1

2

3

 

1

ОПК-5. Способен выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера

03.008 Психолог в социальной сфере зарегистрированным в Минюсте России 21 августа 2020 г. Регистрационный N 59374

Трудовые функции (код)

А/03.7

2

ОПК-4. Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования реабилитационного характера

Трудовые функции (код)

А/01.7

 

УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Трудовые функции (код)

А/01.7

А/03.7

 

После окончания обучения Слушатель будет знать:

- историю становления групповой работы в отечественной и зарубежной психологии;

- основные понятиях и методологических принципах групповой психологической работы.

После окончания обучения Слушатель будет уметь:

- применять основные процедуры группового психологической работы;

- технологию проведения психологической групповой работы (психотерапия, социально-психологический тренинг (СПТ))  и коучинговые практики;

- распознавать и анализировать теоретико-методологические основы групповой психологической работы.

 

Категория слушателей: лица, имеющие высшее образование

Требования к предварительной подготовке: Не требуется.

Срок обучения: 72 академических часа

Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная. По желанию слушателя форма обучения  может быть изменена и/или дополнена.

Режим занятий: дневной, вечерний, группы выходного дня.

№ п/п

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего часов

В том числе:

Самостоятельная работа

(СРС)

Формы контроля

лекции

практические

1.

Тема 1. Особенности групповой формы работы в психологии

7

2

-

5

Устный  опрос

2.

Тема 2. Группа как субъект психологической работы

14

2

2

10

Устный  опрос

3.

Тема 3. Особенности организации групповой работы

18

2

6

10

 

4.

Тема 4. Методы и техники групповой психотерапии в различных подходах и сферах работы психолога

 

29

4

10

15

Устный

опрос

5.

Итоговая аттестация

4

-

4

-

Зачёт

(Устный  опрос)

 

ИТОГО

72

10

22

40

Зачет

 

  1. Календарный учебный график

Календарный учебный график формируется при осуществлении обучения в течение всего     

Календарного года. По мере набора групп слушателей по программе   составляется календарный график, учитывающий объемы лекций, практики, самоподготовки, выезды на объекты.

 

Неделя об учения

1

2

3

4

5

6

7

Итого часов

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

 

1неделя

 

 

 

 

 

8

8

16

СРС

 

 

 

 

 

 

 

 

2неделя

 

 

 

 

 

8

8

16

 

 

 

 

 

 

 

 

ИА

 

СРС

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

72

Примечание: ИА–Итоговая аттестация

 

  1. Содержание занятий

 

Психологическая работа с группой: психотерапия, коучинг, тренинг

 Тема 1. Особенности групповой формы работы в психологии

Специфика, преимущества и ограничения, основные концепции и подходы работы с группой в психологической практике.

 Тема 2. Группа как субъект психологической работы

Типы групп, закономерности развития группы, кризисы и конфликты.

 Тема 3. Особенности организации групповой работы

Критерии отбора участников, пространственно-временные характеристики, нормы и правила, роль и навыки ведущего. Особенности организации и проведения групповой психотерапии, тренинга, группового коучинга.

 Тема 4. Методы и техники групповой психотерапии в различных подходах и сферах работы психолога

Методы личностно-центрированного консультирования в группе. Психодрама как метод психотерапии. Метод транзактного анализа в консультативной группе. Системная психотерапия в работе с малой группой – семьей. Т-группы. Коучинговые группы. Метод Р. Фуллмера. Метод групповой супервизии. Балинтовские группы.

Тема 5. Итоговая аттестация

 

  1. Организационно-педагогические условия

Соблюдение требований к кадровым условиям реализации дополнительной профессиональной программы:

а) преподавательский состав образовательной организации, обеспечивающий образовательный процесс, обладает высшим образованием и стажем преподавания по изучаемой тематике не менее 1 года и (или) практической работы в областях знаний, предусмотренных модулями программы, не менее 3(трех)лет;

б) образовательной организацией наряду с традиционными лекционно-семинарскими занятиями применяются современные эффективные методики преподавания с применением интерактивных форм обучения, аудиовизуальных средств, информационно- телекоммуникационных ресурсов и наглядных учебных пособий.

Соблюдение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению дополнительной профессиональной программы:

а) образовательная организация располагает необходимой материально-технической базой, включая современные аудитории, библиотеку, аудиовизуальные средства обучения, мультимедийную аппаратуру, оргтехнику, копировальные аппараты. Материальная база соответствует санитарным и техническим нормам и правилам и обеспечивает проведение всех видов практической и дисциплинарной подготовки слушателей, предусмотренных учебным планом реализуемой дополнительной профессиональной программы.

б) в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно- образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в модулях дополнительной профессиональной программы.

  1. Формы аттестации и оценочные материалы

 Образовательная организация несет ответственность за качество подготовки слушателей и реализацию дополнительной профессиональной программы в полном объеме в соответствии с учебным планом.

Оценка качества освоения программы повышения квалификации слушателей включает текущий контроль успеваемости итоговую аттестацию.

Результаты итоговой аттестации слушателей программы повышения квалификации в соответствии с формой итоговой аттестации, установленной учебным планом, выставляются по двухбалльной шкале («зачтено\незачтено»).

Слушателям, успешно освоившим  программу повышения квалификации  и прошедшими итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации. Итоговая аттестация проводится в форме демонстрации слушателем практических навыков в  соответствии с учебным планом. Результаты итоговой аттестации заносятся в соответствующие документы.

  1. Вопросы к промежуточной аттестации
  1. Специфика, преимущества и ограничения групповой формы работы в психологической практике
  2. Основные концепции и подходы работы с группой в психологической практике.
  3. Типы групп и закономерности их развития группы.
  4. Кризисы и конфликты в групповой динамике.
  5. Критерии отбора участников и пространственно-временные характеристики в работе с группой.
  6. Нормы и правила, роль и навыки ведущего.
  7. Особенности организации и проведения групповой психотерапии, тренинга, группового коучинга: сравнительный анализ
  8. Методы личностно-центрированного консультирования в группе.
  9. Психодрама как метод психотерапии.
  10. Метод транзактного анализа в консультативной группе.
  11. Системная психотерапия в работе с малой группой – семьей.
  12. Т-группы.
  13. Коучинговые группы.
  14. Метод Р. Фуллмера.
  15. Метод групповой супервизии.
  16. Балинтовские группы.

 

  1. Итоговая аттестация

Время (мин): 120 мин

Практическая демонстрация одной из техник психологической групповой работы (на выбор) с группой

Бойченко Е.В., Самарцев А.С., Долгалева М.Ю., Погорянская О.В., Данилов М.А.

Бойченко Е.В., Самарцев А.С., Долгалева М.Ю., Погорянская О.В., Данилов М.А.

От лица всей группы хотим выразить благодарность преподавателю Бовсуновской Татьяне Петровне, курс "Менеджер по персоналу", за ее умение открыто и объективно предоставлять учебный материал, за лояльное и чуткое отношение ко всем слушателям в группе. Хотелось сказать спасибо за предоставленный раздаточный материал для практики, который полноценно отражает документооборот в кадровом делопроизводстве и служит примером и пособием для работы в организации. Хотелось бы отметить неформальную обстановку на курсах, которая располагает не только правильно извлекать информацию, но и войти в ситуацию с головой, что позволяет не упустить ни одного даже самого сложного вопроса, который может возникнуть в процессе работы.

Пахоменко Е.А.

Пахоменко Е.А.

Хочу сказать большое спасибо моей замечательной Учительнице - Татьяне Петровне. Именно Учительнице, потому, что  это человек, который о системе 1С знает всё, профессионал, мастер! И при этом всегда демонстрирует личностный подход: ни один мой вопрос не оставила без внимания и старалась за минимум времени охватить многое. И ей это удалось! Татьяна Петровна, большое Вам спасибо! Благодарю и тех, кто организовал мои индивидуальные курсы - руководителя Юлию Александровну и специалиста Нину! Благодаря Вам есть возможность быстро и качественно повысить свой профессиональный уровень! Спасибо!

Ирина Синицына

Здравствуйте, Татьяна Петровна! Я не могу пока так владеть словом, чтобы дать характеристику Вам и написать отзыв. Мне ОЧЕНЬ понравилось слушать Ваши лекции.
Во-первых, я так поняла, что Вы сами их готовили, то есть из всей информации Вы выбрали самое главное, конкретное. (Я не люблю много не нужной информации, я люблю конкретику по существу).
Во-вторых, общение между преподавателем и слушателями - нет ничего лучше. Вы уделили внимание нашим наболевшим вопросам, и отвечая на них, мы многое узнали и сделали соответствующие выводы. А главное, что по каждой лекции у нас в группе обязательно находились какие-то вопросы. А значит, я так думаю, что лекции прошли не даром, они все уяснены.
После Ваших лекций мне очень хочется познать профессию "Менеджер по персоналу", а именно внедрить свои планы, идеи в работу. Я верю, что у меня получится. Вы помогли мне поверить в себя. ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО!!!

Климова Н.А., Селина Е.Л.,Никитина О.В., Литвинова Н.О., Ступацкая П.И.

Климова Н.А., Селина Е.Л.,Никитина О.В., Литвинова Н.О., Ступацкая П.И.

Хотим сказать большое спасибо Герасимовой Елене Викторовне! За полученные знания и профессионализм! Было очень приятно у Вас обучаться! Желаем Вам здоровья и процветания. Также большое спасибо Оксане Викторовне за внимание к каждому слушателю!